16:14 Посол Украины в Турции: Если “Газпром” построит на Черном море терминал по производству СПГ, проект AGRI станет бесперспективным | |
Поскольку энергетические ресурсы используются в качестве орудия международной политики начиная с 80-х годов и вплоть до настоящего времени, становится понятным, почему в политической повестке дня многих мировых столиц появляется вопрос об энергетической безопасности. Не являются в этом смысле исключением и страны, расположенные по берегам Черного моря, пишет в статье, опубликованной в газете Zaman, посол Украины в Турции Сергей Корсунский. В последние годы нет недостатка в проектах транспортировки российского или каспийского газа по континентальным трубопроводам или морскому дну. Среди них – и уже изрядно подзабытый “Белый поток”, и политически ангажированный “Южный поток”, и наконец, с удивительным изяществом спроектированный, но остающийся абсолютно теоретическим проект Nabuuco. Общее у всех этих проектов то, что они существуют лишь на бумаге. Однако в деле транспортировки углеводородов через Черное море наметился в последние месяцы прогресс. Вехами на его пути стали, во-первых, встреча в сентябре минувшего года в Баку глав Азербайджана, Грузии, Румынии и Венгрии, результатом которой стал проект AGRI, предусматривающий строительство газового интерконнектора и первого на черноморском побережье завода по производству СПГ, а во-вторых, одобрение в декабре 2010 года правительством Украины списка приоритетных национальных проектов, подлежащих реализации. Первым номером в нем значится строительство терминала по регазификации СПГ близ Одесского порта. А третьим обстоятельством в этом ряду можно назвать недавнюю неожиданную новость из России, когда после рабочей встречи с министром энергетики Сергеем Шматко Владимир Путин предложил заменить проект “Южный поток” cтроительством СПГ-терминала. Для многих это стало настоящим сюрпризом. Строительство терминалов по производству и регазификации СПГ -удовольствие недешевое. Каждая такая производственная единица обойдется в сумму от 1 до 2 млрд евро. Также для такого проекта необходимо определить, откуда брать газ, куда его поставлять, и кто за это будет платить. Первоначальный план потребителей, который предусматирвал, что СПГ в Ураину, Румынию, Венгрию и Болгарию будет поставлять Катар, разрушился о жесткую позицию Турцию, справедливо считающую, что узкие проливы Босфор и Дарданеллы - не самое лучшее место для проводки супергигантских танкеров-газовозов. Остается одно - получать СПГ в границах акватории Черного моря. Поэтому потенциальным поставщиком газа вплоть до настоящего времени был и остается Азербайджан. Уже упомянутый проект AGRI предусматривает пять шагов по его реализации: lдоставка газа по существующим магистралям из Азербайджана в грузинский порт Кулеви, сжижение газа в портовом терминале, доставка СПГ на малотоннажных танкерах в румынский порт Констанца, где происходит регазификация топлива, и дальнейшая его доставка потребителям в Румынии, Венгрии и даже в Австрии. Выглядит все это здорово, но как в подобный проект вписывается Россия? Ведь очевидно, что “Газпром” может построить собственный терминал по производству СПГ. Поэтому даже сама идея об этом делает проект AGRI бесперспективным. Еще одна маленькая деталь. Ничего в черноморском регионе не может, по определению, произойти без Турции. Поэтому справедливо предположение о том, что Анкара также пожелает поучаствовать в развитии черноморского рынка СПГ. Это может произойти двумя путями. Во-первых, поскольку Турция является ключевым звеном трассы трубопровода Nabucco, который стал приоритетным для ЕС, то она может приобретать положенный ей объем газа в Nabucco и направлять его в Трабзон или Самсун, где может быть построен терминал по производству СПГ. Однако проблема тут в том, смогут ли Азербайджан и Туркменистан обеспечить надлежащее количество газа? Другой вариант - получение газа из иракского Курдистана для его переработки на турецком побережье Черного моря. Главный же вопрос заключается в том, насколько все эти проекты СПГ- терминалов на побережье Черного моря реальны с точки зрения возможностей их реализации. Энеробезопасность причерноморских государств напрямую связана с уровнем диверсификации поставок. Нынешнее антимонопольное законодательство ЕС создает для “Газпрома”, являющегося собственником и оператором многих европейских трубопроводов, серьезные проблемы, поэтому Россия со всей основательностью будет рассматривать опцию производства СПГ. Строительство терминала по регазификации имеет смысл тогда, когда имеется достаточно газа. Вот почему и участникам проекта AGRI, и Турции следует поторопиться с решением о реализации своих проектов. Лучший способ реализации этих проектов - совместное сотрудничество. Очевидно, что СПГ-вариант для Черного моря - более безопасный и эффективный, чем подводный трубопровод или транспортировка через Босфор. К тому же, на каспийский газ имеется значительный спрос в Европе, включая Украину. | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Форма входа |
---|
Поиск |
---|
Календарь |
---|
Друзья сайта |
---|
|